Delphi | Сети | ПК | Маршрутизаторы | Моделирование | Протоколы | Экспертные системы | Удаленный доступ | Доменные имена
Аплеты | SQL | Надежность | Задачи | Информационные процессы | JAVA | Отказы изделия | Расчет надежности показателей | Инфсис

Теория массового обслуживания

Классификация СМО

Системы массового обслуживания делятся на типы (или классы) по ряду признаков. Первое деление: СМО с отказами и СМО с очередью. В СМО с отказа­ми заявка, поступившая в момент, когда все каналы заняты, получает отказ, покидает СМО и в дальней­шем процессе обслуживания не участвует. Примеры СМО с отказами встречаются в телефонии: заявка на разговор, пришедшая в момент, когда все каналы свя­зи заняты, получает отказ и покидает СМО необслуженной. В СМО с очередью заявка, пришедшая в момент, когда все каналы заняты, не уходит,  а становится в очередь и ожидает возможности быть обслуженной. На практике чаще встречаются (и имеют боль­шее значение) СМО с очередью; недаром теория мас­сового обслуживания имеет второе название: «теория очередей».

СМО с очередью подразделяются на разные виды в зависимости от того, как организована очередь— ограничена она или не ограничена. Ограничения могут касаться как длины очереди, так и времени ожидания (так называемые СМО с нетерпеливыми заявками). При анализе СМО должна учитываться также и «дис­циплина обслуживания»—заявки могут обслуживать­ся либо в порядке поступления (раньше пришла, раньше обслуживается –FIFO), либо в случайном порядке. Нередко встречается так называемое обслуживание с приоритетом—некоторые заявки обслужи­ваются вне очереди ( последним пришел- первым обслужен-LIFO). Приоритет может быть как абсолютным — когда заявка с более высоким приоритетом «вытесняет» из-под обслуживания заявку с низшим (например, пришедший в парикмахерскую клиент вы­сокого ранга прогоняет с кресла обыкновенного клиента), так и относительным—когда начатое обслуживание доводится до конца, а заявка с более высоким приоритетом имеет лишь право на лучшее место в очереди.

Существуют СМО с так называемым многофазовым обслуживанием, состоящим из нескольких по­следовательных этапов или «фаз» (например, покупа­тель, пришедший в магазин, должен сначала выбрать товар, затем оплатить его в кассе, затем получить на контроле). Основные ограничения при выборе коэффициентов смещения Согласно свойствам эвольвентного зацепления прямолинейная, т.е. эвольвентная, часть ИПК и эвольвентная часть профиля зуба колеса располагаются касательно друг к другу только на линии станочного зацепления, начинающейся в точке N.

Кроме этих признаков, СМО делятся на два класса: «открытые» и «замкнутые». В открытой СМО ха­рактеристики потока заявок не зависят от того, в ка­ком состоянии сама СМО (сколько каналов занято). В замкнутой СМО—зависят. Например, если один рабочий обслуживает группу станков, время от време­ни требующих наладки, то интенсивность потока «тре­бований» со стороны станков зависит от того, сколь­ко их уже неисправно и ждет наладки. Это — пример замкнутой СМО. Классификация СМО далеко не огра­ничивается приведенными их разновидностями, но мы ограничимся ими.

Оптимизация работы СМО может проводиться под разными углами зрения: с точки зрения организа­торов (или владельцев) СМО или с точки зрения об­служиваемых клиентов. С первой точки зрения жела­тельно «выжать все, что возможно» из СМО и добиться того, чтобы ее каналы были предельно загружены. С точки зрения клиентов желательно всемерное уменьшение очередей, которые зачастую становятся настоящим «бичом быта», приводя к бессмысленной трате сил и времени и, в конечном итоге, к понижению производительности труда.

При решении задач опти­мизации в теории массового обслуживания существен­но необходим «системный подход», полное и комплек­сное рассмотрение всех последствий каждого решения. Например, с точки зрения клиентов СМО желательно увеличение числа каналов обслуживания: но ведь ра­боту каждого канала надо оплачивать, что удорожает обслуживание. Построение математической модели поз­воляет решить оптимизационную задачу о разумном числе каналов с учетом всех «за» и «против». Поэтому мы не выделяем в задачах массового обслуживания какого-либо одного показателя эффективности, а сразу ставим эти задачи как многокритериальные.

Математический анализ, лекции по физике Компьютерные сети