Обзор исследований в области искусственного интеллекта

В конце 50-х гг. родилась модель лабиринтного поиска. Этот подход представляет задачу как некоторый граф, отражающий пространство состояний, и в этом графе проводится поиск оптимального пути от входных данных к результирующим. Была проделана большая работа по разработке этой модели, но в решении практических задач идея большого распространения не получила.

 

2.3.2. Периоды "зимней спячки" и "пробуждения" в истории искусственного интеллекта

В первой части периода модернизма среди исследователей, занимавшихся "чистыми" проблемами искусственного интеллекта, очень распространенным было настроение критической самооценки. Одним из его симптомов была оживленная дискуссия между сторонниками формальных и неформальных методов (подробнее об этом — в главе 23). Кажется само собой разумеющимся, что имеют право на существование как исследования чисто теоретические, фундаментальные, так и прикладные, призванные использовать фундаментальные результаты в конкретных задачах.

А тем временем продолжалось активное развитие технологии экспертных систем для самых разных прикладных областей. Фирмы, специализирующиеся в области искусственного интеллекта, предлагали достаточно дорогие программные продукты, требовавшие специальной аппаратной среды и к тому же плохо поддающиеся интеграции с другими коммерческими системами. Вместо того чтобы осваивать свою нишу на рынке решением тех проблем, которые восприимчивы к подходу, основанному на знаниях, делались широковещательные заявления о создании эффективных систем, способных справиться с любой проблемой.

Возрождение интереса к исследованиям в области искусственного интеллекта связано с новым информационным взрывом. В расширяющейся информационной вселенной, без сомнения, не останутся невостребованными методы искусственного интеллекта при решении, по крайней мере, таких задач, как обработка текстов и изображений, которые нужно извлекать из различного рода источников, анализировать, классифицировать, индексировать, обобщать, интерпретировать и т.д. и т.п. Настало время и для внедрения результатов, достигнутых в технологии символических вычислений и обобщенной теории представления знаний. Но эти подходы должны сочетаться со статистическим и вероятностным подходами, поскольку нам приходится иметь дело с огромными и все увеличивающимися объемами информации, доступной по Internet и различным коммерческим информационным сетям.

В следующей главе приводится описание структуры и основных принципов функционирования двух ранних программ искусственного интеллекта. Хотя со времени создания этих систем прошло уже более двадцати лет, они могут служить прекрасной иллюстрацией базовых концепций, используемых при построении программ такого рода, и мне незачем извиняться за включение этого материала в книгу. Каждую из этих программ можно рассматривать как своеобразный мост, переброшенный между концепцией поиска в пространстве состояний и развитием подхода, опирающегося на базы знаний. Студенты, только приступающие к освоению материала об экспертных системах, найдут в описании этих программ много такого, что необходимо уразуметь прежде, чем заняться более современными системами. С последними читатель сможет поближе познакомиться в главах 11-15 и особенно в 22 и 23, где анализируются результаты некоторых экспериментов, демонстрирующих пределы возможностей экспертных систем.

Представление знаний в системах, основанных на знаниях
Состав и организация знаний в экспертных системах
Первый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний, - это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной системе [5]. Важность вопроса."ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" определяется тем, что решение именно этой проблемы обеспечивает адекватное отображение моделируемых сущностей в системе. Второй вопрос касается того, "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" знания. Необходимо отметить, что эти две проблемы не являются независимыми. Действительно, выбранный способ представления может оказаться непригодным в принципе либо неэффективным для выражения некоторых знаний.
По нашему мнению, вопрос "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" можно разделить на две в значительной степени независимые задачи: как организовать (структурировать) знания и как представить знания в выбранном формализме.
Стремление выделить организацию знаний в самостоятельную задачу вызвано, в частности, тем, что эта задача возникает для любого языка представления и способы решения этой задачи являются одинаковыми (либо сходными) вне зависимости от используемого формализма.
Итак, в круг вопросов, решаемых при представлении знаний, будем включать следующие:
определение состава представляемых знаний;
организацию знаний;
представление знаний, т.е. определение "модели представления.
Состав знаний ЭС определяется следующими факторами:
проблемной средой;
архитектурой экспертной системы;
потребностями и целями пользователей;
языком общения.
В соответствии с общей схемой статической экспертной системы (см. рис. 1.1) для ее функционирования требуются следующие знания:
o знания о процессе решения задачи (т.е. управляющие знания), используемые интерпретатором (решателем);
o знания о языке общения и способах организации диалога, используемые лингвистическим процессором (диалоговым компонентом);
o знания о способах представления и модификации знаний, используемые компонентом приобретения знаний;
o поддерживающие структурные и управляющие знания, используемые объяснительным компонентом.


Математический анализ, лекции по физике Компьютерные сети